Стратегические инициативы Президента РФ
  • Фамилия
    Имя
    Отчество
    Электронная почта
    Страна, регион, район Тверской области
    Адрес (почтовый)
    Телефон
    Вопрос/Обращение
    Загрузить файл:
     
    Я согласен на обработку моих персональных данных 
    при подготовке ответа
     
Написать письмо
Туристический портал Тверской области
Государственные услуги

Версия для слабовидящих
Контакты
Версия для печати
Безопасность населения
Безопасность населения

ЗАКОН

Тверской области от 24.06.1999 N65-ОЗ-2
"О ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.1999 N317-П-2) (ред. от 13.12.2006)


24 июня 1999 года N 65-ОЗ-2

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Постановлением Законодательного

Собрания Тверской области

от 24 июня 1999 г. N 317-П-2


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами регулирует отношения в сфере здравоохранения на территории Тверской области в пределах компетенции Тверской области как субъекта Российской Федерации.

(преамбула в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)


Статья 1. Правовое регулирование в области здравоохранения

Отношения в сфере здравоохранения в Тверской области регулируются Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тверской области, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Тверской области и правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия настоящего Закона

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, в каком они используются в федеральном законодательстве, регулирующем отношения в области охраны здоровья граждан.

Статья 3. Задачи настоящего Закона

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Задачами настоящего Закона являются:

определение компетенции органов государственной власти Тверской области в сфере охраны здоровья населения;

установление государственных гарантий в целях реализации права граждан на получение медицинской и лекарственной помощи;

правовое регулирование деятельности системы здравоохранения Тверской области;

определение порядка финансирования организаций и учреждений государственной системы здравоохранения.

Статья 4. Принципы государственной политики в области здравоохранения

Государственная политика в области здравоохранения основывается на следующих принципах:

а) соблюдение конституционных прав человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий;

б) доступность всему населению области лекарственной и медико-социальной помощи;

в) приоритет:

проведения профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

охраны здоровья матерей, детей, инвалидов, иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в сохранении здоровья граждан, других категорий населения в соответствии с действующим законодательством;

д) ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области здравоохранения;

е) единство:

государственных и муниципальных интересов в области здравоохранения;

абзац исключен. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО;

систем лицензирования, аккредитации медицинской, фармацевтической, санаторно-курортной деятельности и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

методик установления нормативов в здравоохранении, стандартов медицинской и лекарственной помощи для всех организаций независимо от форм собственности;

систем подготовки, переподготовки и аттестации медицинских и фармацевтических кадров;

систем учета и отчетности.

Статья 5. Гласность осуществления государственной политики в области здравоохранения

1. Государственная политика в области здравоохранения осуществляется открыто и гласно.

2. Публикации в средствах массовой информации Тверской области подлежат:

территориальная программа государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи;

программы реформирования и развития отрасли здравоохранения;

сведения о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

сведения, содержащие информацию о состоянии здоровья населения Тверской области;

сведения, характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Тверской области;

информация о финансировании системы здравоохранения области, в том числе территориальным фондом обязательного медицинского страхования;

информация о правах граждан в сфере охраны здоровья, о правах отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, о правах граждан при оказании медико-социальной помощи, а также гарантиях осуществления медико-социальной помощи гражданам.

(п. 2 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

3. Не подлежат опубликованию сведения, которые в соответствии с законодательством составляют государственную, врачебную или коммерческую тайну.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. К полномочиям Законодательного Собрания Тверской области относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, в том числе об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи, контроль за их соблюдением и исполнением;

осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан.

2. К полномочиям Администрации Тверской области относятся:

защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения Тверской области, порядка их организации и деятельности;

развитие государственных организаций и учреждений здравоохранения Тверской области; их материально-техническое обеспечение;

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

координация деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья граждан;

охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

формирование расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожновенерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение данных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

установление порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

осуществление иных полномочий в сфере здравоохранения.

3. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения относятся:

разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан;

участие в установленном порядке в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожновенерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах области и других государственных специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций и учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение государственных медицинских организаций и учреждений лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

разработка Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

установление региональных стандартов медицинской помощи;

участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

разработка порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

координация деятельности по подготовке кадров в сфере охраны здоровья граждан;

другие вопросы в сфере охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Статья 7. Права и обязанности жителей Тверской области в области здравоохранения

1. Жители Тверской области имеют право:

на здоровые и безопасные условия труда, учебы, быта;

на занятия физкультурой и спортом;

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

на получение информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

на получение качественной бесплатной медицинской и лекарственной помощи в организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетов всех уровней в соответствии с территориальной программой государственных гарантий обеспечения жителей Тверской области бесплатной медицинской помощью;

на получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и иных источников финансирования;

на получение полной и объективной информации от медицинских работников в доступной форме о состоянии здоровья, диагнозе заболевания, возможных вариантах лечения, возможном прогнозе, месте и условиях получения медицинской помощи;

на защиту интересов в области охраны здоровья органами государственной власти, местного самоуправления, системой обязательного медицинского страхования, общественными организациями;

на получение бесплатной скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи в любое время и при любых обстоятельствах;

на выбор врача, медицинской организации, страховой медицинской организации при получении медицинской и лекарственной помощи в объеме государственных гарантий, а при получении медицинской помощи и лекарственного обеспечения сверх государственных гарантий - на договорных условиях;

на независимую экспертизу определения качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;

на получение необходимой и достоверной информации о программах государственных гарантий, системе оказания медицинской и лекарственной помощи, обязательном и добровольном медицинском страховании граждан, о правах и обязанностях пациентов;

на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью виновными лицами вследствие ненадлежащего качества оказания, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;

на сохранение медицинским персоналом в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении в соответствии с действующим законодательством;

на участие в решениях, касающихся лечения, с обязательным информированием о всех предлагаемых медицинских процедурах, включая информацию о возможности любого риска смерти или серьезных побочных эффектов, в том числе о возможных болезненных ощущениях в ходе процедуры, о проблемах, относящихся к выздоровлению, прогнозу заболевания и надежде на успех;

по своему желанию и за счет личных средств консультироваться с любым специалистом, просить назначить консилиум помимо консультаций и консилиумов, назначенных лечащим врачом и гарантированных в качестве бесплатных;

отказаться от медицинской помощи или отдельного вида медицинского вмешательства, если иное не оговорено действующим законодательством;

самостоятельно защищать свои права в сфере получения медицинской помощи и лекарственного обеспечения в соответствии с действующим законодательством.

2. Граждане, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, имеют право на получение бесплатной медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортное оздоровительное лечение, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

3. Отдельные категории граждан имеют право на льготное обеспечение лекарствами, протезами, ортопедическими и корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами и иными специальными средствами, перечень и основания обеспечения которыми определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

4. Права на льготы отдельных категорий населения в области медицинской помощи и лекарственного обеспечения устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Тверской области.

5. Жители Тверской области обязаны:

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;

предоставлять лечащему врачу информацию о своем здоровье, переменах в нем как во время лечения, так и за период, предшествовавший обращению за медицинской помощью;

для предупреждения распространения инфекционных и других опасных для окружающих граждан заболеваний выполнять медицинские предписания о проведении медицинских осмотров, иммунизации, флюорографии в сроки, устанавливаемые организациями здравоохранения и государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

соблюдать план лечения, рекомендованный лечащим врачом, выполнять требования медицинского персонала при осуществлении медицинских процедур;

соблюдать правила поведения больных в медицинской организации;

соблюдать права других больных и медицинского персонала, бережно относиться к имуществу других больных и медицинской организации.

Жители Тверской области несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за отказ или уклонение от лечения и выполнения профилактических мероприятий при инфекционных и социально значимых заболеваниях.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 8. Виды деятельности в области здравоохранения

1. В области здравоохранения предусматриваются следующие виды деятельности:

медицинская деятельность;

фармацевтическая деятельность;

санитарно-противоэпидемические мероприятия;

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

санаторно-курортная деятельность;

народная медицина (целительство);

экспертная деятельность;

научная деятельность;

образовательная деятельность;

производственная деятельность;

иные не противоречащие законодательству Российской Федерации виды деятельности.

Перечисленные виды деятельности регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.

Статья 9. Организации и учреждения здравоохранения

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. Организациями и учреждениями здравоохранения признаются зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридические лица, в учредительных документах которых указан один или несколько видов деятельности в области здравоохранения.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Организации и учреждения здравоохранения создаются в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

3. Наименование организации и учреждения здравоохранения должно включать в себя указание на название, соответствующее специализированной номенклатуре организаций (учреждений) здравоохранения.

(п. 3 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

4. Исключен. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

5. Исключен. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 10. Система здравоохранения в Тверской области

В соответствии с федеральным законодательством на территории Тверской области функционируют: государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

Система здравоохранения Тверской области является составной частью системы здравоохранения Российской Федерации.

Статья 11. Государственная система здравоохранения Тверской области

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

К государственной системе здравоохранения Тверской области относится исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения, который в пределах своей компетенции планирует и осуществляет меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения Тверской области также относятся находящиеся в государственной собственности Тверской области и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

Статья 12. Муниципальная система здравоохранения

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Статья 13. Частная система здравоохранения

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

К субъектам частной системы здравоохранения относятся:

лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности;

лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на медицинскую деятельность.

Статья 14. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 15. Народная медицина (целительство)

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения в соответствии с действующим законодательством. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории Тверской области.

Лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медициной в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.

Лишение диплома целителя производится по решению исполнительного органа государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения, выдавшего диплом целителя, и может быть обжаловано в суд.

Незаконное занятие народной медициной (целительством) влечет за собой административную ответственность, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - уголовную ответственность.

Статья 16. Приватизация объектов государственной и муниципальной системы здравоохранения

Приватизация объектов здравоохранения области проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 17. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 18. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 19. Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. Взаимодействие областного исполнительного органа государственной власти в области здравоохранения и органов управления здравоохранением муниципальных районов и городских округов Тверской области, частной системы здравоохранения определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Тверской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области, а также договорами и соглашениями в области здравоохранения.

2. Областной исполнительный орган государственной власти в области здравоохранения осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тверской области по выполнению мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья населения Тверской области, вносит в эти органы предложения по оптимизации структуры, объема и технологии медицинской и лекарственной помощи.

3. Исполнительный орган государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения в установленном порядке осуществляет контроль за готовностью системы здравоохранения к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций, за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Взаимодействие органов государственной власти Тверской области, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения Тверской области с территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти Тверской области, учреждения и организации государственной системы здравоохранения Тверской области взаимодействуют с территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области по вопросам профилактики заболеваний, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья населения Тверской области.

Статья 21. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 22. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 23. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Статья 24. Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни

Органы управления здравоохранением, организации и учреждения здравоохранения совместно с организациями науки, культуры, образования, Российского общества Красного Креста и другими общественными организациями осуществляют гигиеническое воспитание населения, проводят пропаганду здорового образа жизни и распространяют медицинские и гигиенические знания среди населения.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 25. Профилактические осмотры и диспансерное наблюдение населения

1. Работодатели совместно с организациями и учреждениями здравоохранения принимают необходимые меры по укреплению здоровья населения, предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний, по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. В целях реализации профилактических мер по охране здоровья населения в Тверской области применяется диспансерное наблюдение населения, проводятся профилактические осмотры населения, предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры, разрабатываются и осуществляются областные и муниципальные программы профилактики заболеваний.

3. Профилактические осмотры и диспансерное наблюдение населения проводятся добровольно - по просьбе или с согласия граждан, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Тверской области.

(п. 4 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 26. Государственные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. На территории Тверской области бесплатная медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Тверской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в медицинских организациях и учреждениях в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи.

3. Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи разрабатывается исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год.

Статья 27. Первичная медико-санитарная помощь

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием.

Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливаются законодательством в сфере охраны здоровья граждан.

Статья 28. Специализированная медицинская помощь

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Статья 29. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 30. Формы оказания медицинской помощи

1. Первичная медико-санитарная помощь, специализированная и медицинская помощь может оказываться гражданам в следующих формах:

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

скорая медицинская помощь;

амбулаторно-поликлиническая помощь;

стационарная помощь;

стационарозамещающая помощь.

Статья 31. Скорая медицинская помощь

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на территории Тверской области, оказывается бесплатно.

Статья 32. Амбулаторно-поликлиническая помощь

1. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана без госпитализации пациента в больничную организацию, оказывающую стационарную помощь.

2. Деятельность амбулаторно-поликлинических организаций и учреждений строится по территориальному принципу с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства. Объем деятельности амбулаторно-поликлинической организации (учреждения) зависит от ее вида и категории, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

(в ред. дефиса 1, 2 пункта 29 статьи 1 Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

3. Исключен. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

4. Оказание медицинской помощи на дому может осуществляться различными субъектами медицинской деятельности и в различных организационных формах в зависимости от местных условий, обеспеченности медицинских организаций и учреждений кадрами, ресурсами и от других условий. В оказании медицинской помощи на дому могут принимать также участие медицинские работники Российского общества Красного Креста и других общественных организаций.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

5. Конкретный объем и порядок оказания медицинской помощи на дому устанавливается соответствующими органами управления здравоохранением.

6. Перечень видов заболеваний, при которых оказание медицинской помощи на дому запрещается, определяется в соответствии с действующим законодательством.

(п. 6 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

7. Оказание специализированной медицинской помощи (консультаций) на дому амбулаторно-поликлиническими организациями и учреждениями государственной и муниципальной систем, категория которых позволяет иметь соответствующих специалистов, осуществляют в пределах своих возможностей.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

8. Порядок и предельно допустимые сроки оказания специализированной медицинской помощи на дому амбулаторно-поликлиническими организациями и учреждениями государственной и муниципальной систем регулируются органами управления здравоохранением.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

9. Порядок оказания медицинской помощи на дому медицинскими организациями частной системы здравоохранения устанавливаются государственным органом исполнительной власти в области здравоохранения Тверской области.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 33. Анонимное обследование и лечение граждан

1. Для обследования и лечения граждан, страдающих заболеваниями, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, могут создаваться центры (кабинеты) анонимного обследования и лечения. Порядок деятельности таких центров определяется федеральным и исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Деятельность центров (кабинетов) анонимного обследования и лечения финансируется за счет любых источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 34. Стационарная помощь

1. Стационарная помощь включает первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь, которая может быть оказана только при госпитализации пациента в больничную организацию (учреждение).

(п. 1 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Стационарная помощь оказывается в больничных организациях и учреждениях (отделениях), профилированных в соответствии с характером оказываемой помощи и возрастом пациентов.

(п. 2 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

3. Объем деятельности больничной организации и учреждения зависит от ее вида и категории, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

4. Исключен. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

5. Больничные организации и учреждения обязаны, наряду с оказанием конкретных видов медицинской помощи, обеспечить находящимся в них пациентам уход, питание и безопасность.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 35. Стационарозамещающая помощь

1. Амбулаторно-поликлинические и больничные организации и учреждения могут создавать стационарозамещающие отделения, оказывающие некоторые виды специализированной помощи, для которых не требуется постоянное нахождение пациента в амбулаторно-поликлинической или больничной организации и учреждении.

(в ред. дефиса 1, 2 п. 32 статьи 1 Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Порядок деятельности стационарозамещающих отделений, их профили и объем оказываемой в них медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 36. Утратила силу. - Закон Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО.

Статья 37. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация - комплекс медицинских и социальных мероприятий, направленных на восстановление функциональных резервов человека, его жизненных функций, укрепление здоровья и повышение трудоспособности.

2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация предоставляются лицам, страдающим врожденными и приобретенными острыми и хроническими заболеваниями, а также имеющим нарушения здоровья, обусловленные последствиями травм, в государственных и муниципальных лечебно-профилактических и санаторно-курортных организациях и учреждениях.

3. Граждане имеют право на восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи.

Статья 38. Служба крови и донорство

1. Служба крови в Тверской области создается для решения основных задач здравоохранения, в том числе оказания скорой и специализированной медицинской помощи путем переливания крови, кровозаменяющих жидкостей, и функционирует в составе станций переливания крови, отделений переливания крови, нештатных пунктов заготовки и переливания крови, стационаров лечебно-профилактических организаций и учреждений.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Деятельность службы переливания крови основывается на донорстве, осуществляемом в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 39. Организация медицинской помощи отдельным категориям населения

1. Каждый гражданин обеспечивается бесплатными консультациями по вопросам социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также медико-генетическими и другими консультациями в государственных и муниципальных организациях и учреждениях здравоохранения.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

2. Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

(п. 2 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

3. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощью в организациях и учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также в организациях и учреждениях частной системы здравоохранения, имеющих на данный вид деятельности специальное разрешение (лицензию).

(п. 3 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

4. Несовершеннолетние имеют право на:

диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения;

бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере здравоохранения.

(п. 4 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

В случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы и (или) обжалование заключений военно-врачебных комиссий в судебном порядке.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях и организациях государственной системы здравоохранения.

(п. 5 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

6. Граждане пожилого возраста, инвалиды, в том числе инвалиды детства, обеспечиваются медицинской помощью на дому, в организациях и учреждениях здравоохранения, в том числе на льготных условиях.

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

7. Лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов.

(п. 7 в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 40. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

2. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели организациях и учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются законом Тверской области.

Статья 41. Медицинская экспертиза

Медицинская экспертиза включает экспертизу временной нетрудоспособности, медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу, а также независимую экспертизу, и проводится в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 42. Источники финансирования государственной системы здравоохранения Тверской области

Источниками финансирования государственной системы здравоохранения Тверской области являются:

денежные средства областного бюджета Тверской области;

средства обязательного медицинского страхования;

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности государственных организаций и учреждений здравоохранения Тверской области, в частности, от оказания платных медицинских услуг;

иные источники, не противоречащие действующему законодательству.

Статья 43. Направления расходования средств областного бюджета Тверской области в сфере здравоохранения

За счет средств областного бюджета Тверской области осуществляется финансирование:

областных государственных организаций и учреждений здравоохранения;

областных целевых программ в сфере здравоохранения;

мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и мер социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

медицинских мероприятий, мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и проведению диагностических исследований в государственных организациях и учреждениях здравоохранения Тверской области;

страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

специализированной медицинской помощи в кожновенерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций и учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение данных государственных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;

специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

оказания медицинской помощи в организациях и учреждениях государственной системы здравоохранения Тверской области лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, в том числе беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период.

Статья 44. Организация платных медицинских услуг в организациях и учреждениях здравоохранения

1. Медицинские организации и учреждения могут оказывать гражданам платные медицинские услуги в соответствии с действующим законодательством.

2. Порядок выдачи специального разрешения на оказание платных медицинских услуг населению государственными медицинскими организациями и учреждениями утверждается органом исполнительной власти Тверской области.

Статья 45. Обязательное медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, финансирование которой гарантируется государством, и в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению Тверской области бесплатной медицинской помощи.

Финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляется через Федеральный и Тверской территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Деятельность фонда обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, медицинских организаций и учреждений в системе обязательного медицинского страхования регулируются законодательством Российской Федерации. Бюджет Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования утверждается Законодательным Собранием Тверской области в форме закона Тверской области одновременно с законом об областном бюджете Тверской области.

Медицинские организации и учреждения, участвующие в системе медицинского страхования, строят свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о медицинском страховании на основе договоров, заключенных со страховыми медицинскими организациями.

Страховые медицинские организации обязаны контролировать соблюдение организациями и учреждениями здравоохранения условий договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию.

Статья 46. Контроль за использованием бюджетных средств в сфере здравоохранения

1. Порядок осуществления контроля за использованием бюджетных средств определяется в соответствии с действующим законодательством.

2. Органы управления здравоохранением осуществляют контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием бюджетных средств и своевременным предоставлением отчетности в рамках представленных полномочий, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Глава V. ПРАВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

(в ред. Закона Тверской области от 13.12.2006 N 128-ЗО)

Статья 47. Права и социальные гарантии, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

защиту своей профессиональной чести и достоинства;

получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

совершенствование профессиональных знаний;

переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с действующим законодательством;

страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

2. Медицинским и фармацевтическим работникам учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, находящихся в ведении Тверской области, гарантируются в порядке и на условиях, установленных законодательством Тверской области:

надбавки к должностным окладам при риске заражения или воздействия вредных факторов при исполнении служебных обязанностей, а также за работу в тяжелых и опасных для здоровья и жизни условиях;

ежегодные дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечение специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

ежемесячная денежная компенсация стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).

3. Работникам государственных организаций и учреждений здравоохранения в связи с присвоением почетного звания "Заслуженный работник здравоохранения", а также работникам государственных организаций и учреждений здравоохранения, награжденным нагрудным знаком Министерства здравоохранения Российской Федерации (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) "Отличник здравоохранения", осуществляется повышение заработной платы на один разряд, установленный по Единой тарифной сетке, за счет средств областного бюджета Тверской области.

4. Медицинским работникам государственных организаций и учреждений здравоохранения Тверской области, подвергшимся заражению инфекционными заболеваниями при исполнении служебных обязанностей и получившим профессиональное заболевание, выплачивается единовременное пособие за счет средств областного бюджета Тверской области в порядке и размере, устанавливаемых Администрацией Тверской области.

Статья 48. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения Тверской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, за счет средств областного бюджета Тверской области устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций и учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Тверской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается Администрацией Тверской области.

В случае гибели работников государственной системы здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие, размер которого устанавливается Администрацией Тверской области.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья 49. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья

Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тверской области в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.

Статья 50. Ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов, государственных, муниципальных и частных организаций здравоохранения

За нарушения законодательства о здравоохранении должностные лица государственных и муниципальных органов, организаций здравоохранения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51. Профессиональная ответственность медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники несут ответственность за нарушения прав граждан в области охраны здоровья, ставшие следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 52. Ответственность организаций и граждан

Организации и граждане, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, а также совершающие иные действия, противоречащие требованиям законодательства об охране здоровья, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон Тверской области вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. председателя

Законодательного Собрания

Тверской области

А.В.ГРИБОВ

г. Тверь

24 июня 1999 года

N 65-ОЗ-2